Бизнес-план дает комплексное структурированное представление о бизнесе. В наших статьях подробно описывается, какие бывают бизнес-планы, для чего они нужны, сколько стоят и отчего это зависит. Ниже приведено краткое описание процесса оказания услуги.
Разработка бизнес-плана специалистами finmind включает в себя следующие этапы:
1. Определение/уточнение задачи
Прежде чем приступить к разработке бизнес-плана, нам необходимо выяснить цели и задачи заказчика, определить получателей итоговых документов, их требования и предпочтения, а также прояснить ключевые аспекты проекта.
В ходе переговоров становится понятно, какой именно необходим бизнес-план, в каком формате, объеме и детальности проработки; какие сроки приемлемы для заказчика. Также мы обсуждаем ключевые данные, которые потребуются для работы, их наличие у заказчика либо необходимость их поиска в открытых или платных источниках.
После этого мы оцениваем трудоемкость проекта, его стоимость и согласовываем с Заказчиком все параметры и условия предстоящей работы.
2. Сбор необходимой информации
Это очень важный этап, так как исходные данные в значительной мере определяют содержание бизнес-плана. Мы готовим детальный запрос информации и, если данные предоставляет заказчик, помогаем его сотрудникам со сбором необходимых данных.
Правильно выстроенные коммуникации в данном случае позволяют сократить временные затраты:
- чем больше у нас информации о проекте, тем более конкретными будут наши вопросы и тем легче готовить на них ответы;
- информация о том, какими данными располагает заказчик, в каком они формате и т.п., позволит нам адаптировать запрос к его возможностям.
Этап сбора информации не стоит недооценивать. Задержка предоставления данных может привести к более позднему завершению бизнес-плана. Одновременно с этим ответы, составленные в спешке, могут оказаться неполными и потребовать дополнительных уточнений.
Обычно сбор информации занимает 1-2 недели. В нашей практике немало примеров предоставления всех данных за 1-3 дня. Однако некоторые заказчики настолько задерживали данные, что к моменту их получения ранее собранная информация теряла свою актуальность.
3. Анализ рынка
Сбор данных о рынке и отраслевой специфике проекта мы начинаем одновременно с началом переговоров. Это необходимо как для понимания проекта, так и для оценки необходимой информации.
Для анализа рынка, как правило, используются данные, предоставленные заказчиком, а также открытые источники. При их недостаточности могут привлекаться эксперты рынка либо приобретаться платные специализированные исследования.
4. Разработка финансовой модели
На основе собранных данных разрабатывается расчетная модель. Она позволяет оценить результаты проекта, показатели эффективности; построить различные сценарии и проанализировать риски.
После завершения модели мы проводим ее презентацию Заказчику, обсуждаем выявленные «тонкие места» проекта и при необходимости вносим корректировки в расчеты.
5. Формирование текста бизнес-плана и дополнительных материалов
После согласования расчетной модели формируется текст бизнес-плана. Дополнительно к нему могут разрабатываться презентации, тизер и другие материалы, необходимые заказчику для последующей реализации проекта.
6. Согласование бизнес-плана
В зависимости от достигнутых договоренностей мы можем принимать участие в дальнейшем согласовании бизнес-плана: защита перед инвесторами/кредиторами, предоставление пояснений, комментариев и т.п.