СТРАТЕГИЯ И БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЕ
+7 985 447-53-23
expert@finmind.ru

Выбор направления развития

Время от времени бизнес не приносит ожидаемых результатов. Это нормально, учитывая нестабильную экономическую среду. Но если снижение доходов и падение прибыли становятся долгосрочной тенденцией, значит, настало время для решительных действий.

Причины могут быть разными. Например, рынок сократился из-за законодательных новаций или жизненный цикл продукта прошел свою стадию роста: усиление конкуренции снизило маржу. Либо компания потеряла канал продаж; утратила одного из ключевых клиентов/партнеров и т.п. В итоге, предприниматель стоит перед известным вопросом: «что делать», и простые ответы на него не всегда являются верными.

Простые ответы
Как показывает практика, большинство в подобной ситуации выбирает «подождать». Одни верят, что трудности носят временный характер. Другие поглощены текущими делами, а дела стратегические отложили в «долгий ящик». И если прибыль, хотя и падает, но еще остается положительной, то период «ожидания» вполне может затянуться. Конец ему придет, когда возникнут существенные убытки. Но действительно ли этого стоит ждать?

 

Другим популярным решением является экономия: оставаясь в рамках прежней бизнес-модели, повысить ее эффективность. Основные действия: сократить персонал, снизить непроизводственные расходы и т.п. В самых курьезных случаях доходит до сокращения закупок туалетной бумаги и мелкой канцелярии. В команде растут упаднические настроения и страх перед увольнением, что самым негативным образом сказывается на бизнесе.

 

Важно подчеркнуть, что мы не против экономии, как таковой. В период роста компания могла накопить большие «запасы неэффективности», и теперь они могут стать резервами для пополнения прибыли. Однако если сам рынок продукта существенно изменился и у компании падают доходы, то экономии, скорее всего, будет недостаточно. Повышение операционной эффективности корректирует ответ на вопрос «как». Однако если на повестке дня стоит вопрос «что», то решить эту системную проблему без адекватных системных изменений бизнеса вряд ли удастся.

 

Рис. 1. Ключевые вопросы бизнеса 

 

Системный подход
Итак, есть понимание, что старую модель бизнеса пора менять и надо выбрать новое направление деятельности. Мы предлагаем следующее решение этой задачи, основанное на соотнесении целей (желаний) и активов (возможностей).

 

1. Проще всего определить финансовые цели: сколько бизнес должен приносить денег. Но, кроме того, важны и нефинансовые цели: каким продуктом (услугой) заниматься, какого качества; сколько времени посвящать работе и в каком формате; создавать ли большую команду или свести общение с людьми к минимуму и т.п. Если бизнес не соответствует подобным пожеланиям, то мотивация заниматься им будет недостаточной, что подрывает достижение финансовых результатов.

Размышляя о целях, люди часто понимают, что занимались не тем и не так, как им хотелось бы. Чтобы избежать такого в будущем, следует отнестись к выбору целей (пожеланий) серьезно, осознанно. Постройте образ бизнеса, о котором вы всегда мечтали.

 

2. Вторая составляющая – активы – все, чем располагает бизнес, его менеджеры, собственники, сотрудники. Эту категорию надо понимать в самом широком смысле, относя к активам и основные средства, и таланты сотрудников, и связи руководства и т.п. По сути, это ваши возможности.

 

3. Теперь, опираясь на цели и активы, необходимо выделить конкретные варианты деятельности. Чем больше, тем лучше. С одной стороны, можно отталкиваться от подсказок, которые дают активы. Ведь, заниматься лучше тем, для чего имеется некоторая база. С другой стороны, шансы на успех будут невелики, если бизнес не соответствует целям. Поэтому цели должны иметь соответствующий приоритет.

Этот анализ будет напрасным, если цели оторваны от возможностей. Между тем, довольно часто люди мечтают о богатстве и беззаботной жизни, не желая прикладывать для этого никаких усилий.

 

4. Теперь следует рассмотреть все выделенные направления деятельности и оценить, насколько они соответствуют целям и активам. На этом этапе осуществляется выбор 1-3 наиболее перспективных вариантов. Если предшествующие этапы были пройдены не формально, а осмысленно, то для принятия такого решения уже подготовлена хорошая основа.

 

5. Далее рекомендуется построить финансовую модель бизнеса и отразить в ней планируемые изменения. Построить сценарии развития, с учетом различного поведения экономического окружения.

 

На основе финансовой модели будут получены конкретные числовые результаты: показатели эффективности инвестиций, операционной деятельности, оценки рисков. Это позволит сделать выбор конкретного варианта развития.

 

Чем меньше остается вариантов, тем более детальными должны становиться расчеты. Для последнего, наиболее эффективного варианта рекомендуется сформировать четкую программу действий (бизнес-план), который избавит от лишних сложностей в непростое время перемен.

 

В заключение стоит отметить, что отслеживание стратегических перспектив необходимо проводить постоянно — не дожидаясь, пока проблемы дадут о себе знать. Именно в этом состоит основная задача руководителя (собственника) бизнеса.

Вернуться к списку статей