СТРАТЕГИЯ И БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЕ
+7 980 217 70 17
expert@finmind.ru

Привлечение финансирования

Задача привлечения финансирования, за редким исключением, возникает в любом бизнесе. Решение такой задачи – большое искусство, требующее подготовки, времени, энергии, коммуникативных способностей, и однозначно, удачи.

Финансирование бывает долевым, долговым, а также смешанным (долевое + долговое).

 

Долевое финансирование подразумевает участие инвестора в бизнесе – передачу ему доли. Деньги при этом инвестируются в капитал компании. В данном случае инвестор разделяет риски бизнеса, рассчитывая на получение прибыли, а также на рост стоимости бизнеса. На этапе принятия решения инвестору необходимо оценить перспективы бизнеса, сроки окупаемости, рентабельность, риски, возможности выхода из бизнеса на разных этапах развития.

 

Долговое финансирование подразумевает привлечение кредита или займа под заранее установленный процент и график возврата привлеченных средств. В данном случае важны не только будущие денежные потоки бизнеса, но и залоги, под которые выдаются кредитные средства.

 

Будущая прибыль бизнеса, ожидаемый рост его стоимости при долговом финансировании важны по той причине, что они определяют перспективы возврата займа (кредита). Кроме того, в глазах кредитора они определяют мотивацию предпринимателя заниматься бизнесом, а не вывести деньги в неизвестном направлении.

 

Довольно часто на практике используется смешанная схема долевого и долгового финансирования. Причем это наиболее характерно для частных инвестиций. Такой подход предполагает более гибкую систему взаимодействия с инвестором, снижение стоимости заемных средств, налоговую экономию и т.п. Одним из элементов схемы может выступать опцион на получение (увеличение) доли инициаторов в бизнесе после возврата инвестиционных ресурсов.

 

Таким образом, для привлечения финансирования (во всех формах) важно показать перспективы развития бизнеса и представить четкие ответы на все вопросы, волнующие инвесторов и/или кредиторов. Решение такой задачи – бизнес-план.

 

Бизнес-план должен снять все ключевые вопросы о бизнесе. А они будут, конечно, различаться в зависимости от того, кто именно предоставляет финансирование. Поэтому и бизнес-план должен быть четко ориентирован на «источник» финансовых средств и его условия, предпочтения и т.п.

 

Для организации грамотного процесса привлечения финансирования, повышающего шансы на успех и сокращающего сроки принятия решения, специалисты Finmind, предлагают следующую схему работы:

 

1 этап. Разрабатывается первоначальная финансовая модель бизнеса, которая помогает определить, выгоден проект или нет при различных условиях и вариантах развития.

 

Если проект выгоден для инициатора, на основе модели разрабатывается teaser («тизер», краткая презентация проекта для потенциального инвестора или кредитора), определяющий рамочные условия привлечения финансирования. С тизером инициатор проекта обращается к различным инвесторам или кредиторам с целью выявить потенциальный интерес к проекту. Стоит отметить, что в тизере не раскрываются особые условия осуществления проекта, ноу-хау и т.п., с целью сохранить конфиденциальность на этапе первичных переговоров.

 

2 этап. Разрабатывается базовый бизнес-план проекта для предоставления заинтересованным лицам или компаниям. Этот бизнес-план необходимо дорабатывать под каждого конкретного инвестора или кредитора, учитывая их специфику, требования и устные договоренности, полученные в ходе первоначальных переговоров.

 

3 этап. Разрабатывается детальный бизнес-план под конкретного (выбранного в итоге) инвестора, в котором детально определяются условия взаимодействия между инвестором и инициатором проекта.

 

Данный документ формализует достигнутые договоренности и создает основу для других ключевых соглашений, например, устава, дивидендной политики, опционов и т.д. Подробнее о том, какие могут возникать коллизии между партнерами или же акционерами и топ-менеджментом, можно прочитать здесь: согласование проекта с партнерами.

Вернуться к списку статей